Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Жизнь
4 мая 2024, Суббота, 03:00

Про эту русскую традицию на Пасху сейчас все забыли, хотя даже в СССР так отмечали весенние праздники

shutterstock.com
Поделиться
Комментарии
Зачем на Пасху устанавливали качели?

Сегодня этот обычай не вспомнят, но на Руси, да и в советское время в некоторых регионах, люди продолжали делать это. Вы удивитесь, но на Пасху было принято устанавливать и качаться на качелях! И делали это не просто ради забавы. Разбираемся, почему.

Празднование Пасхи началось после Крещения Руси в конце IX — начале X века. По мнению многих исследователей, этот праздник впитал в себя многие славянские дохристианские обряды. Отсюда традиции, которые сегодня могут показаться странными и не связанными с Пасхой.

Одной из таких было катание на качелях. У нее есть несколько интересных объяснений.

Для повышения урожая

Считалось, что качание на качелях способствует урожаю. От качелей зависела удача в будущих сельскохозяйственных делах, особенно в период активного роста пшеницы с Пасхи до Троицы.

Чтобы найти свою судьбу

Также существовало поверье, что качание на них помогает быстрее найти мужа или жену. Это объясняет, почему качели становились местом, где молодые люди встречались и обменивались взглядами в надежде на будущее семейное счастье.

В селах Удмуртской Республики даже сохранялись пасхальные песни и частушки, которые распевали во время качания:

«Красное яичко!
Скажи жениха.
Не скажешь ты его —
Закачаем тебя»,

«На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся»,

А что в СССР?

Удивительно, но в СССР, несмотря на гонения и запреты религиозных обрядов, в некоторых регионах традиция сохранялась. Это говорило о ее глубокой интеграции в культуру и менталитет русского народа.

К примеру, в Архангельской области, качели устанавливали только на Пасху и в последующее воскресенье после Троицы. Позднее эту традицию перенесли на День Великой Октябрьской социалистической революции.

В статье «Октябрьскую пировали да Май: названия праздников советской эпохи в архангельских говорах» кандидата филологических наук Жанны Александровны Паниной сохранились упоминания о «Качуль дне», который стал неотъемлемой частью пасхальных традиций:

«Диалектный материал свидетельствует, что качели (качю́ли) на архангельской территории обычно вешали только на Пасху и в следующее воскресенье после Троицы, которое именно в честь традиции вешать качели и качаться на них получило название Качу́ль день: А на Па́ску каче́лись на качю́ле. О Па́ске дак качю́ли поста́вят, на плошади́, дак пе́сен-то разнеси́сь, моло́тки-то. На Па́ску ве́сили качу́ли. Па́ска пройдё́т и качу́лю э́ту убира́ли. Бы́ло это, называ́лся Качу́ль де́нь, Тро́иця, по́сьле Тро́ици воскресе́ньйо — Качу́ль де́нь».

Жительница деревни республики Марий Эл Екатерина Петухова рассказала «Марийской Правде» о том, как в ее детстве во всех дворах вешали качели, а качаться на них до Пасхи считалось плохой приметой:

«Во всех дворах мужчины вешали качели. Но была примета — качаться на качелях до Пасхи было нельзя, иначе, считалось, в праздник упадешь в лужу. Так, кстати, когда-то случилось со мной и моей подружкой. Мы не послушались взрослых и угодили в грязь».

И хотя сегодня традиция забыта, в прошлом она свидетельствовала о глубоком взаимодействии человека с природой, о вере в благословение небесных сил и о надежде на счастливое будущее.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0